Михайло Ломоносов 1. От недр своих (1984)
Все цитаты, стр. 4
Ты, Василий, завсегда имеешь в своём промысле счастье.
А кто ввёл кабальные налоги?
На бороды, на гробы дубовые?
А налог подушный целых 8 копеек в год кто?!
Сядь охальник, сядь! Сядь!
Ты, Василий, потому удачлив-то, что чтишь указы царские, церковные законы почитаешь!
Я довольство своё кровавым потом нажил.
Без отца, без матери сиротой мыкался.
А теперь, Михайло, твоя дорога торная.
Тятенька, а на китов возьмёшь?
Смотри-ка, глаза вот не сломай!
Повелением великого государя нашего
" "Арифметика, сиречь наука числительная".
Сочинена сия книга через труды Леонтия Магнитского.
Изданная в 1703 году книга эта стала сводом математических знаний того времени.
Изложена она была свежо и последовательно, содержала большое количество примеров и задач, взятых из жизненной практики.
"Славянская грамматика" Милентия Смотрицкого напечатана была ещё в 1648 году.
В отличие от предыдущей книги написана была весьма путанно и очень невразумительным языком.
И всё же это была единственная русская грамматика.
Михайло ходил с отцом на дальние промыслы: на Мурмон, Мизель, Кром.
Но где бы он ни был, его сопровождали две эти редкие книги.
В последствии академик Ломоносов назовёт их "вратами своей учёности"."
Тогда избивши супротивных множество гелия и святые Александр сами язви в лицо короляю, и лишь с немногими по брани оставшимися вдав плещи побеже исчез.
А град Псков от оных паке возврати к своей державе, блаженный Александр!
И в землю их вшед, многие грады и веси пожже, многих неистовых мечом поруби, яко в свейском народе имя Александрово страшное и ужасно бяше!
Читал внятно и расстановочно.
Ты что же, наизусть "Жития"-то зубрил?
Я, Семён Никитич, страницу раз прочту - помню, наизусть могу.
Да, учить тебя больше нечему.
Ты так скоро в дьяконы, а то и в архиереи выйдешь.
Я кому надо скажу в епархии-то.
Вот сказано: Земля на трёх китах стоит, а я нынче в плавании видел этих китов - ну, большие, а сомневаюсь я, чтобы хоть наш Куростров выдержать могли.
Ты слово такое забудь "сомневаюсь"! Ты верь! Верь!
Ведь как сказано в прописях-то?
А кто вопрошает всяк свою философию ты тому отвечай: "я буквам обучен, а всяких эллинских премудростей не проходил".
А как же, Семён Никитич, в псалтыре-то сказано?
"Не слов ловитель, а ума искатель человек быть должен".
Где ж его искать-то для мирской жизни? В мирских книгах?
"Погублю премудрость мудрых и разума разумных отвергнуся".
Сегодня день постный - как же вы скоромное и вино?
Сон мне снился будто гонится за мной кто.
Книжку-то переверните, матушка.
О, кто это, будто поп наш, Семён Никитыч?
Пифагор - математикус греческий. - Господи, царица небесная!
А сквозь сено вижу... руки.
Руки, будто к горлу моему тянутся.
Закричать хочу и не могу, мОчи-то нет.
А кто душил-то вас, матушка?
Вижу неугоден я вам стал, матушка.
Причин же за собой не ведаю.
От работы боюсь отобьёшься.
А если хитрый, почто хитрость твоя?
А по силе, да по облику-то и 20дать можно.
Может и на примете кто есть?
Мимо божьей церкви идёшь и не крестишься? - Может слепой?
Раскольник небось тайный!
Какой тайный-то! Это ж Мошкарь!
У, змей подколодный! - Ну?
Почти храм божий! Осени себя крестным знамением!
Да истинным! Тремя перстами. Ну!
Забьют, должно быть. - Убейте его, змеюку!
А ну крестись! Тремя перстами! Михайло: - Но-о!
Михайло: - Разойди-ись! Парни: - Чего? Ты что!
Разойди-ись! Прыгай, дед!
Указ о нашем брате знаешь?
Ежели кто явно перекрестится в старую веру - казнить.
А тайных староверцев бить кнутом, а также их укрывателей.
Да не больно-то я пужливый.
А ты что, дед Мошкарь, и вправду раскольник?
Это вы - раскольники, вы - щепотники!
Вези в Холмогоры, в сыск.
Сказано: котора вера гонима, та и права.
Почему с жизнью не согласны?
Чтобы народ возвратить к старинным временам и обычаям, к вере истинной.
Помнишь, как соловецкие-то защитники?
А зачем? Сейчас же всё по-новому.
То-то и оно - ничего истинного не осталось.
А в чём она - истинная вера?
Двумя перстами крестным знамением себя осенять, а не щепотью.
Истинная вера от двух перстах, а не от трёх.
А ещё в старых книгах писалось "Исус", а в новых Никон повелел писать с приложением излишней буквы: "Иисус".
Нам даже страшно помыслить об этом!