Два капитана (1976)
Все цитаты, стр. 8
Между прочим, твой отец открыл Северную Землю.
Твой отец, представляешь! Я это установил.
Саня, я думала о ком он пишет: "Не верь этому человеку". -Ну?
И решила, что это не о нeм. - Нет, о нeм.
Почему ты думаешь, что о нeм, о Николае Антоновиче?
Там в письме нету никаких указаний. - Указаний сколько угодно.
Кто сколько раз хвалился, что достал для экспедиции превосходных собак?
А во-вторых... - Что - во-вторых?
Во-вторых, сегодня ночью я вспомнил ещe одно место из этого письма.
Кстати, откуда это - Монготимо Ястребиный Коготь?
Кажется, из Густава Эмара.
Господи... ты не представляешь, как это страшно для мамы.
Ей очень нелегко живeтся.
А Николай Антонович, понимаешь,
Николай Антонович уже очень много лет влюблeн в неe.
Николай Антонович? - Да! Представь себе, он еe очень любит. Когда мама в прошлом году заболела, он несколько дней просто не ложился спать.
Нанял сестру, хоть в этом не было необходимости.
Потом отвeз еe в Сочи, устроил в гостиницу "Ривьера".
Хоть в санатории было бы гораздо дешевле.
Да он никогда не ляжет спать, если мамы нет дома.
Он настоял, чтобы она бросила университет, потому что на самом деле ей очень тяжело учиться и работать одновременно.
Мама этой зимой вдруг ему сказала, что она не хочет его больше видеть.
И он исчез. Он ушeл из дому в чeм был.
Не появлялся дней десять.
Если так, может быть, оставить эти письма там, где они лежали?
Не показывать их Марье Васильевне вовсе?
Нет. Я должна ей показать эти письма.
Саня! Приехал! Чeрт! Здорово! Молодец!
Ну как съездил? - Хорошо.
Иван Павлович, в чeм дело?
Дело в том, что тебя исключают из школы.
А ты не знаешь? - Нет, честное слово.
За самовольную отлучку на девять дней.
Иван Павлович, я хочу, чтобы вы выслушали мои объяснения.
Иван Павлович, хотите знать, за что я дал в морду Ромашке?
Я дал ему... потому что он - подлец.
Во-первых, он рассказал Татариновым про меня и про Катю.
Во-вторых, он подслушивает, что говорят ребята о Николае Антоновиче, а потом доносит ему.
И в-третьих, он без спроса рылся в моeм чемодане.
А это форменный обыск. - Постой.
Откуда ты знаешь, что он подслушивает и доносит?
Мне Валька Жуков рассказал перед моим отъездом.
Он мне буквально рассказал:
"Ромашка всe записывает в книжечку.
А потом доносит Николаю Антоновичу, что о нeм говорят.
Донесeт и мне рассказывает. Я уши затыкаю, а он рассказывает".
Это я вам буквально передаю.
А что же Валька-то молчит? Он же, кажется, твой товарищ?
Он на него смотрит ночью. А Валька этого не переносит.
Но он ему не просто так рассказал. А под честное слово.
Конечно, Валька дурак, что дал ему честное слово.
Но раз дал, должен молчать! Ведь верно?
Теперь, что касается самовольной отлучки.
Неужели из-за того, что я во время каникул уехал...
И куда? На родину, где я не был много лет... меня нужно исключить из школы?
Я знаю, Николай Антонович сделает всe, чтобы меня исключили.
Он хочет избавиться от меня, чтобы я куда-нибудь уехал и никогда больше не виделся с Катей.
Я с большим трудом добился, чтобы тебя вызвали на заседание педагогического совета.
Я знал, что ты уехал ненадолго и вернeшься.
Но вот о чeм я хочу тебя предупредить.
Если ты будешь неправильно вести себя на заседании, тебя непременно исключат.
Можешь быть в этом совершенно уверенным.
Словом, давай договоримся: как ты сейчас обо всeм этом мне рассказал, так ты об этом расскажешь и на педсовете.
Но с условием. - С каким?
Вот ты сейчас сказал мне, что Николай Антонович хочет исключить тебя из-за Кати.
Об этом не следует говорить на совете.
Я положу на стол руку ладонью вниз, вот так.
А ты говори и поглядывай на неe.
Если я стану похлопывать по столу, вот так, значит, волнуешься, если нет - нет.
Хорошо, Иван Павлович. Спасибо.
Когда заседание? - Завтра в три.
А до этого я хочу поговорить с Жуковым.
Ну-с, Григорьев, ты, разумеется, знаешь, по какому поводу мы тебя вызвали на это заседание? Ты огорчил нас.
И не только нас, всю школу.
Огорчил дикими поступками, недостойными человеческого общества, в котором мы живeм и развитию которого должны способствовать по мере своих сил и возможностей.
Прошу мне задавать вопросы.
Николай Антонович, позвольте?
Григорьев, расскажи, пожалуйста, где ты был эти девять дней после того, как ты убежал из школы?
Я не убежал, а уехал в Энск.
Там живeт моя сестра, которую я не видел много лет.
Почему же ты никого не предупредил об этом?
Во-первых, я предупредил Жукова.
А во-вторых, независимо от этого я признаю себя виновным.
И даю слово, что этого больше не будет.
Вот это прекрасный ответ. Остаeтся пожелать, чтобы ты так же удовлетворительно объяснил и другие свои поступки.
Вот ты дико избил Ромашова.
Нанеся тем самым тяжeлые увечья, которые заметно отразились на здоровье твоего же товарища Ромашова.
Чем ты объяснишь это поведение?
Во-первых, я не считаю Ромашова своим товарищем.
Это было бы для меня позором - такой товарищ!
Во-вторых, я ударил его только один раз.
А в-третьих, что-то незаметно, чтобы у него стало плохое здоровье. - Мм! -Провалился!
Моe поведение можно объяснить так.
Ромашов - типичный НЭПман, который говорит только о деньгах.
И думает только о том, как бы разбогатеть.
У кого всегда можно занять деньги под залог? У Ромашова.
У кого девчонки достают пудру и губную помаду?
Он купит коробку пудры, а потом продаeт еe по щепотке.
Ромашов психологически влияет на более слабых ребят.
Если нужен пример, пожалуйста.
Ромашов воспользовался тем, что Валя нервный, и запугал его всяким вздором.
Я вас спрашиваю: мог ли существовать такой Ромашов в нашей школе, если бы у него не было покровителей? Не мог бы! И они есть у него!
По крайне мере мне известен один из них.
Да-а... - Как это доказать?
Николая Антоновича всегда интересовало, что о нeм говорят в школе. Так вот.
Он нашeл Ромашова, который стал подслушивать, что говорят ребята, и доносить ему.
А потом Ромашов брал честное слово с Жукова и рассказывал ему о своих доносах.
Обо всeм этом я узнал от Жукова.
Он может рассказать более подробно.
Ты кончил свои объяснения, Григорьев?
Да, кончил. - Может, будут вопросы?
Николай Антонович, я полагаю, что мы можем отпустить Григорьева.
Может быть, пригласить Жукова или Ромашова?
Николай Антонович, что с вами? - Врача!
Воды дайте скорее. - Пошлите за врачом.
Саня, тебя Иван Павлович просил зайти часов до десяти.
И хотела тебя кое о чeм спросить.
Штурман... штурман пишет, что... не решается посылать письмо Ивана Львовича почтой.
А оба письма оказались... в одной почтовой сумке.
Может быть, штурман знает, если он ещe жив?
Потом, Марья Васильевна, штурмана подобрала экспедиция лейтенанта Седова.
Вот кто знает! Он им всe рассказал, я уверен.
Потом, этот пакет для географического управления.
Ведь если штурман всe-таки решил отправить письма почтой, наверное, он и этот пакет той же почтой отправил. Нужно узнать.
А может быть, он боялся, что они пропадут, если с ним что-нибудь случится?
Ну если, например, он не выдержит операции.
И поэтому отправил письма.
А что же ты делал в Энске? У тебя там родные?
Там чудесно. Такие сады...
У меня там живут три тeтки. Большие оригиналки.
Не верят в бога и гордятся этим.
Впрочем, одна из них закончила философский факультет в Гейдельберге.
Саня, Катя говорила, что ты вспомнил ещe какие-то фразы из этого письма.
Только я никак не могла добиться, что это за фразы.
"Привет от твоего Монготимо Ястребиный Коготь".
Монготимо? - Да, Монготимо.
Монтигомо. Ястребиный Коготь.
Я его когда-то в шутку так называла.
У Чехова есть рассказ, в котором один мальчик называет себя
Монтигомо Ястребиный Коготь.
Хорошо. "Монтигомо, как ты когда-то меня называла.
Как это было давно, боже мой!
Впрочем, я не жалуюсь. Мы увидимся и всe будет хорошо.
Но одна мысль, одна мысль терзает меня".
"Одна мысль" два раза. Это не я так повторил, так было в письме - два раза.
"Одна мысль терзает меня.
Та, что снаряжение экспедиции я поручил...
Николай Антонович ещe плохо себя чувствует.
Предлагала позвать доктора. Но он не хочет.
Я не говорила с ним об этих письмах.
Тем более, он такой расстроенный.
Не правда ли, пока не стоит?
Мне пора идти, Иван Павлович. До свидания.
Мне довелось слышать, как некоторые ораторы позволяют себе оскорблять весьма заслуженных людей.
Теперь мы увидим, имеют ли они на это право.
Скажи, какого героя Гоголя следует считать типом небокоптителя?
У Гоголя все небокоптители.
Садись. Мы продолжим наш разговор на следующем уроке.
Но как же ты меня нашeл? - Из Энска написали.
Чeрт возьми! Как здорово, что ты меня нашeл!
Ну как же мы раньше не встретились? - Да я тебя по всему свету ищу.
А ты вон где, оказывается!
Пойдeм на улицу! - Пойдeм. Погода хорошая.
А я считаю, что надо выбирать такую профессию, где чувствуешь, что сможешь выявить все силы души.
Я это где-то читал. Но это всe равно правильно.
А вот я не уверен, что смогу как художник выявить все силы. А ты уверен?
В прошлом году собирался поступать в Академию художеств.
А в этом... раздумал. -Почему? - А если таланта не хватит?
Ты кому-нибудь свои работы показывал? -Показывал.
Ну? -Что - ну? Ничего, говорят.
Петя, а давай я тебе прямо скажу, есть у тебя талант или нет.
Ну... много ты понимаешь! - Понимаю!
Здорово! По-моему, очень хорошо, что ты думаешь, что из тебя ничего не выйдет. - Почему?
Как сомнение? - Очень просто.
Все настоящие художники непременно должны сомневаться.
То тем недоволен, то этим. И очень хорошо, что ты сомневаешься.
Петя, мне нужно позвонить одному человеку. -Звони.
Катя, что с тобой? Ты плачешь? - Маме очень плохо.
Она, кажется, отравилась.