Каникулы Кроша (1980)
Все цитаты, стр. 8
Тебя не интересуют нэцкэ...
С каких это пор они тебя перестали интересовать?
И не надо хитрить, дело не в нэцкэ.
Ты сказал: "Ваших поручений выполнять не буду".
Так? Значит, ты не хочешь иметь дело со мной. Я не оспариваю твоего права прекратить наше знакомство, но и ты не можешь оспаривать моего - знать, чем это вызвано.
С порядочными людьми так не рвут.
Это затрагивает мою честь. Будь добр объясниться.
Владимир Николаевич, вы знали профессора Мавродаки?
Кто тебе рассказал про Мавродаки? - Краснухин.
Что он тебе рассказал? - Сказал, что был такой известный коллекционер нэцкэ профессор Мавродаки.
Что ещe? - Больше ничего.
Итак, Краснухин рассказал тебе о Мавродаки, и после этого ты решил порвать со мной знакомство. - Ну при чeм тут Мавродаки?
Что же заставило тебя принять такое решение? -Я вам уже объяснял.
Ты рассказал Краснухину, что знаком со мной?
Мы возвращаемся к тому, с чего начали.
А мне повторять всe это не хочется. Извините, я пошeл.
Тебе придeтся сказать всю правду.
Что я вам скажу? Мне не нравится всe это.
Я не люблю тайн, не люблю секретов.
Я не должен говорить Косте про его отчима,
Краснухину - что пришeл от вас, моим родителям - что выполняю ваши поручения.
Я постоянно должен что-то скрывать, утаивать, выпытывать, узнавать, а я к этому не привык. И я путаюсь, что я должен говорить, чего не должен.
Может быть, так нужно для собирательства, но такое собирательство меня не интересует.
Да, я тебя понимаю, Серeжа.
Но разве я тебя заставляю лгать?
От родителей, конечно, не нужно таиться, тут и спорить нечего.
Но, с другой стороны, взрослея, мы уже не во всeм, не всеми своими делами делимся с родителями.
Если тебе понравилась девочка, вряд ли ты побежишь рассказывать об этом маме и папе. Ведь так?
Не знаю. Возможно, и рассказал бы.
Ну нравится девочка, и что? Что в этом постыдного?
Ну, у каждого это по-разному.
Во всяком случае, безусловно, что с годами, мы становимся более самостоятельными по отношению к своим родителям.
И в этом нет ничего необычного.
Что же касается Краснухина...
Поверь мне, он знает мою коллекцию лучше, чем знаю я его.
Краснухин крупнейший специалист, хотя и дилетант.
Он во многом дилетант, к сожалению.
Он рассказал тебе о Мавродаки, но сути дела, истинной судьбы Мавродаки он не знает, хотя и был его учеником.
Краснухин сказал, что на выставке Мавродаки кто-то подменил его нэцкэ.
Это и было причиной его смерти.
От этого ещe никто никогда не умирал.
Дело было совсем в другом.
Я хорошо знал профессора Мавродаки.
Получше Краснухина, который прослушал всего-навсего несколько его лекций о японском искусстве.
Действительная причина смерти профессора Мавродаки в другом.
Я не хотел тебе всего этого рассказывать, но, вот видишь, приходится.
Профессор Мавродаки очень любил свою жену.
А она ушла к другому человеку, причeм к его лучшему другу.
Его предали и любимая жена, и лучший друг...
Вот действительная причина смерти профессора.
В этом и причина той тяжeлой ситуации, которая сложилась в Костиной семье.
Причина разлада между Костей с одной стороны и матерью с отчимом - с другой.
Значит, Мавродаки - это отец Кости.
Я думал, что ты сам об этом догадался.
Да, такая догадка у меня однажды шевельнулась.
Как-то в разговоре я упомянул... имя профессора Мавродаки, и Костя прямо побледнел. - Вот видишь, как он болезненно откликнулся на одно только упоминание фамилии отца.
Именно поэтому я и просил тебя не говорить с Костей о его отчиме.
Мной руководило элементарное чувство деликатности, а не желание толкать тебя на обман.
Наоборот, я тебе доверил, а ты обвиняешь меня в том, что я толкаю тебя на ложь.
Не скрою, ты попал в нашу компанию не случайно.
Я хотел Косте такого друга, как ты.
Отсюда его угрюмость, замкнутость, вспыльчивость.
Я надеялся, что общение с тобой сделает его более спокойным, уравновешенным.
Я хочу, чтобы Костя стал настоящим человеком.
И мне казалось, дружба с тобой будет ему полезна в этом смысле.
Мне казалось, узнав сложную Костину судьбу, ты захочешь мне помочь.
Ты отказываешься. Очень жаль. Ты не от моих поручений отказываешься, ты отказываешься от дружбы с Костей. Очень жаль.
Вот всe, что я могу тебе сказать. Очень жаль.
Ничего, ничего особенного. Такое со мной случается, особенно на уроке: ни с того ни с сего начинаешь смеяться, все таращат глаза, не поймут, в чeм дело, а ты давишься с хохоту.
Нельзя, выставят из класса, а ты не в силах удержаться. Нервное, что ли.
Выдержки, наверное, не хватает.
В любой ситуации надо сохранять выдержку.
Я где-то читал, что англичане с этой целью носят монокль в глазу.
Мол, что ни случись, я и бровью не поведу.
Какой монокль? - Ну англичане, с Британских островов.
Здорово они это придумали. Хорошая тренировка. Но в наше время с моноклем в глазу не походишь. Будешь выглядеть полным шизиком.
Ну хорошо. Ты успокоился?
А я и не беспокоился. Просто небольшой нервный шок.
Очень небольшой. -Он прошeл? Монокль тебе больше не потребуется?
Да нет, я же вам уже объяснял, в наше время с моноклем будешь выглядеть полным шизиком. Надо выдумать другую тренировку, чтобы выработать спокойствие, невозмутимость, иначе выдашь себя в самую критическую минуту. Нервы изменят.
Что ты имеешь в виду? - Ничего.
Ну и что же будет дальше? Намерен ты дружить с Костей?
А фигурками заниматься не буду. - Это твоe окончательное решение?
Окончательное. - Ну, дело твоe.
Да, верни мне нэцкэ "Актeр с обезьяной".
Краснухин дал? - Краснухин.
Чтобы я оценил еe в антикварном. - Оставь еe мне, я это сделаю сам.
Как же я вам могу оставить чужую нэцкэ?
Но Краснухин согласен обменять еe на "Актeра с обезьяной"?
Нет. Окончательного согласия он ещe не дал.
Он велел оценить еe в антикварном и тогда решить.
Предложишь Краснухину на выбор или эту нэцкэ, или "Актeра с обезьяной".
А "Рыбу" оставишь мне. - Владимир Николаевич, я ведь вам уже сказал, что нэцкэ я больше заниматься не буду.
Ах, мне ненадолго надо уйти.
Нет-нет, ты, пожалуйста, останься. Мне должны позвонить.
Скажи, что я буду через двадцать минут.
Ну в крайнем случае через полчаса, хорошо? -Хорошо.
О! Привет! Хорошо, что ты пришла.
Веэну должны позвонить, скажешь, что он скоро будет.
Да я знаю. Он мне сам сказал. Зайди, говорит, ко мне, а то там Крош, наверное, со скуки умрeт.
Ну, тут со скуки не умрeшь, есть что посмотреть, почитать тоже, так что, салют. - Пока.
Привет, старик! - Привет.
Да, ночью засиделся. Читал. - А-а...
Как ты сквозь это продираешься? - Продираюсь.
Бесконечные описания, никому не нужные детали - недержание мысли.
Писатель не должен высказывать своих мыслей.