Каникулы Кроша (1980)
Все цитаты, стр. 7
Вот он тебе первый и навешает...
Безусловно, он замкнутый, даже грубоватый парень.
Но всe равно хороший и... несчастный.
Какие-то странные отношения с отчимом...
Я понимаю, отчим, мачеха - не всегда это сладко.
Но я видел его отчима. Он мне показался добрым и порядочным человеком. Он любит Костю.
Во всяком случае, ищет с ним контакта.
А Костя всячески избегает встречи с отчимом, даже грубит ему. Почему?
Потом какая-то непонятная зависимость от Веэна.
Ведь он видит, что Веэн - прохвост, однако работает на него.
Недавно я заходил к художнику Краснухину.
И он назвал фамилию - Мавродаки. И вот когда я эту фамилию упомянул при Косте, он прямо побледнел.
Как будто я обухом его по голове долбанул, честное слово!
А тебе-то что? - Понимаешь, всe это очень странно и таинственно.
Мне интересно в этом разобраться.
С этим интересом ты с ними в тюрьму попадeшь!
Ну уж, это ты чересчур. - Чересчур?
Вот тогда вспомнишь мои слова, когда посадят.
Там у тебя будет время подумать.
Там свободного времени будет - во!
Я должен в этом разобраться.
Что-нибудь работы Мивы-первого.
"Мы сидели под старой ивой, вода плескалась у наших ног.
И рыбы с серебристыми животами прыгали на волнах".
Ну как, нравится? - Нравится.
А ты свою нэцкэ оценивал в антикварном? -Нет.
Тогда возьми обе фигурки, оцени в антикварном.
А вы не боитесь, что я с ней убегу?
В прошлый раз вы говорили о Мавродаки.
Да. - Называли его фамилию.
Да, он был нашим профессором.
Большой знаток японского искусства.
И он собирал нэцкэ? - Собирал.
У него была одна из лучших коллекций в стране.
Но однажды коллекция была выставлена, и оказалось, что многие фигурки - копии.
Был большой скандал. Профессора объявили чуть ли не мистификатором.
А профессор Мавродаки был кристально честный человек.
Истинный коллекционер. Без всякой коммерции.
Истинный коллекционер не станет собирать... копии.
Он вообще не имеет с ними дела.
В общем, очень странная история.
Она сыграла не последнюю роль... в смерти профессора.
Может, кто-нибудь на выставке подменил фигурки Мавродаки? - По всей вероятности, да.
Но ведь кто-то должен был выяснить правду?
Это должен был сделать сам профессор Мавродаки.
Но он повeл себя странно.
Не стал ничего выяснять, искать виновного, повeл себя... очень пассивно.
Правда, профессор был человек мягкий, очень деликатный.
Вероятно, он боялся обвинить невиновного.
Опасался, что кто-то пострадает зря.
Просто признал, что в его коллекции действительно оказалось несколько копий.
Потом он тяжело заболел и... умер.
Но ведь, наверное, остались его близкие... родные, семья?
Да. Кажется, незадолго до смерти у него родился сын.
Году, наверное, в шестьдесят третьем...
Да, в шестьдесят третьем, точно.
А кто делает копии нэцкэ?
Вероятно, какие-нибудь японские ремесленники.
А у нас их делать не могут?
Может быть... но тогда это должен быть очень хороший мастер.
Нэцкэ - это национальное японское искусство. Традиционно национальное.
Это всe равно, как если бы в Африке, в Австралии стали бы подделывать работы наших палехских мастеров. Конечно, полностью исключить, что такой мастер есть или был у нас, нельзя. Чего не может быть!
У кого у нас в стране сейчас самая крупная и самая интересная коллекция нэцкэ?
В своe время одна из крупных была у Алексея Максимовича Горького.
А сейчас... ну, наверное, в Музее восточного искусства.
Товарищи, не отставайте, пожалуйста.
Прошу вас, подходите ближе.
В традиционном японском костюме нет карманов.
Всe, что европеец носит в кармане, японец носит на поясе.
Это кисет, трубка, веер, коробочка для лекарств, ручка, карандаш.
Всe это связывается и закрепляется на одном конце шнура. Другой конец продевается сквозь нэцкэ, в которой две крохотные дырочки.
Таким образом, нэцкэ - своего рода застeжка, пуговица или брелок.
Со временем их стали делать в виде фигурок из камня, слоновой кости, панциря черепахи или дорогих сортов дерева - самшита, сандалового или вишнeвого.
Постепенно мастерство резчиков совершенствовалось, и нэцкэ становятся не просто украшениями, но произведениями высокого, подлинно народного искусства.
Пожалуйста, подходите, смотрите.
Скажите, пожалуйста, в вашем музее нэцкэ подлинные или копии?
Всe подлинное. Единственное, что мы делаем, - реставрируем испорченные экземпляры. - А кто реставрирует нэцкэ?
На моей практике не было реставрационных работ, но я здесь всего два года. - А до вас? -Не знаю.
Товарищи, посмотрели? Пойдeмте дальше.
Опа! - Осторожней, осторожней!
Не дрова ведь грузите! - Не беспокойся, Викентий Васильевич.
Всe будет в порядке! - Ох...
Эй, парень! Ты чего тут крутишься? Чего тебе надо?
Ничего. Просто смотрю. А что, и посмотреть нельзя?
Смотреть в музее надо, а здесь смотреть нечего, здесь служебное помещение.
Понял? Давай-давай чеши отсюда!
Рад тебя видеть. А я решил наконец заняться библиотекой, привести в порядок. Давно бы надо, да как-то всe руки не доходили.
Садись. Кстати, вот тут всe, что было когда-нибудь издано о нэцкэ.
На всех языках. Как видишь - немного.
Но настоящие исследования ещe впереди.
Владимир Николаевич, я больше не буду выполнять ваших поручений.
Почему не хочешь? - Не хочу, и всe.
Это моe дело, почему я не хочу.
Нет, это не только твоe дело, это наше общее дело.
Никто меня не заставит делать то, что я не хочу. Это ясно и понятно.
Ты изменяешь нашей дружбе.
Костя увлекается боксом. Разве должны заниматься боксом его друзья?
Меня не привлекает собирательство, не интересуют нэцкэ, вот и всe.