Каникулы Кроша (1980)
Все цитаты, стр. 2
Бессонниц, лeгких вдохновений, Незрелых и увядших лет...
Ума холодных наблюдений И сердца горестных замет".
Ну что, кто так ещe мог сказать? Только Пушкин.
Может, вечером сходим куда-нибудь?
Спасибо, Владимир Николаевич. - Спешишь? -Да нет.
Зайдeм ко мне? Я покажу тебе настоящие произведения искусства.
Фотография передаeт только внешность человека, а живописный портрет отражает его внутренний мир.
Вот эта картина называется "Портрет сестры".
Да, это действительно сестра художника, я знал еe.
Но для искусства важно не то, что она похожа, а то, что в ней отразился еe истинный душевный мир, еe слабость, неприспособленность к жизни.
И вместе с тем доброта, умение сочувствовать людям.
Как видишь, коллекция у меня небольшая, но в ней то немногое, что я ценю в искусстве.
Искусство принадлежит тому, кто любит, понимает и утверждает его.
Человек, который сохранил "Слово о полку Игореве", не меньше сделал, чем тот, кто его написал.
Вот ты в машине говорил о Третьяковке.
Подумай, что было бы с русской живописью без братьев Третьяковых?
А вот это... это главное, что я собираю.
Хм! Это не просто фигурки. Это нэцкэ.
Японская миниатюрная скульптура.
Это редчайшая высокохудожественная вещь.
Представляешь, сколько труда надо затратить для того, чтобы вырезать такую крохотную поразительную фигурку?
Работа великого мастера Мивы-первого из города Эдо.
Смотри, какая тонкая работа.
Еe надо рассматривать под микроскопом.
Всe проходит: идеи, религии, люди... а вот такая фигурка будет жить вечно.
Если, конечно, найдeтся человек, который сумеет еe сохранить.
Их держали в руках цари и полководцы, писатели и философы.
Каждая фигурка - эпопея. Еe поиски - тоже эпопея.
Это фотография одной из самых знаменитых нэцкэ -
"Рисующий мальчик". Это самая древняя из всех дошедших до нас нэцкэ.
И единственная сохранившаяся работа мастера Осакама.
Я ищу еe много лет... и никак не могу найти.
Но она здесь, у нас, в Советском Союзе, это я знаю точно.
Я найду еe во что бы то ни стало.
Я хочу создать величайшую коллекцию нэцкэ.
Между прочим, каждая нэцкэ имеет свою притчу, свою маленькую новеллу.
Вот послушай, какая новелла у "Рисующего мальчика".
"Мальчик отрывается от своего рисунка и пристально вглядывается вдаль.
Таинственные образы проносятся в детских мечтах, подобно песням птиц.
Но что мы сделали для того, чтобы королевство фантазии стало рядом с нами навсегда?"
Собирательство - это гигантский труд... и соревнование.
Мы, собиратели, хорошо знаем друг друга и свои поиски держим в секрете.
Я не трепач. - Но поговорить люблю. Ха-ха!
Ты тоже не слишком большой молчальник.
Так вот, Серeжа, мне нужны помощники.
Игорь и Вера мне помогают, Костя. Может, и ты будешь?
С удовольствием. - Мир искусства обогатит тебя духовно, поможет стать истинно культурным человеком.
Золотых гор я тебе не обещаю, на одну удачу приходится десять неудач, но на мелкие расходы ты заработаешь.
Ну что вы? Мне не нужно, у меня есть деньги.
Тебе не надоело обращаться к мамочке за каждым гривенником?
Честно заработать - что в этом плохого?
Вообще-то мне нужен магнитофон...
Ну вот. И мало ли ещe на что могут понадобиться собственные деньги.
Да, и ещe одно... безусловно, у тебя не должно быть никаких секретов от родителей, но не всe же им рассказывать?..
Каждый человек имеет право на личную жизнь.
Особенно такой взрослый парень, как ты. Не так ли?
Мои родители не вмешиваются в мою личную жизнь.
Родители вообще не должны вмешиваться в жизнь своих детей, когда они уже не дети.
Ну что ж, как говорил Серeжин любимый поэт
Александр Сергеевич Пушкин, друзья мои, прекрасен наш союз!
В учебнике истории нарисованы всякие вазы, амфоры - античные искусства, но этих самых нэцкэ я не видал ни в одном учебнике.
Для меня это большая новость.
Вообще всe это для меня ново - коллекционирование, собирательство.
Это та сторона жизни, которую я ещe не знаю.
Другие стороны жизни я хорошо знаю, а эту нет, не знаю.
Интересно узнать. - Долго? -Что долго?
Слушай, а ты, оказывается, довольно мрачный тип.
Ты мне представлялся совсем другим. - Ладно, идeм. Топай.
Куда идeм? Куда топай? - Туда. -А потом куда?
А потом сюда. - Ты свои туда-сюда брось!
Говори конкретно, куда мы идeм? - На Большую Полянку.
Ну, теперь более-менее понятно.
Подожди. Поднимешься на второй этаж, квартира восемь, звонок справа.
Спросишь Елену Сергеевну. Скажешь, от Владимира Николаевича.
Передашь ей пакет, она даст тебе другой. Понял? Повтори.
Повторение - мать учения. А кто отец?
Кто там? - К Елене Сергеевне.
Я от Владимира Николаевича.
Ну а теперь куда? Только, пожалуйста, без этих твоих туда-сюда.
Здравствуйте! -Ну! - Я от Владимира Николаевича. -Угу.
"Осторожно, двери закрываются. Следующая станция Фили".
Сейчас зайдeм к одной старухе.
Разговаривать буду я, а ты помалкивай.
Поменяемся ролями. - Какими ролями?
Я буду молчать, а ты разговаривать.
"Перед моим окном неожиданно появились странствующие певцы.
Один из них коснулся свитка пергамента, и они стали петь, принося радость несчастным.
Но кто утешит двух странников, голодных и плохо одетых?"
Сколько вы хотите за неe? - Мне говорили, она стоит сто рублей.
Нет, для меня это слишком дорого.
Отнесите еe в антикварный, но сто рублей вы там вряд ли получите.
Мне трудно ходить по магазинам, не могу.
Вон, булочная рядом, а я еле добираюсь.
Нет, раз вы еe так дорого цените, попробуйте сдать еe в антикварный.
Ну, самое большое, сколько я могу дать, это 25 рублей.
И то только потому, что я собираю работы Томатады или под Томатаду.
Она подлинная. - А из чего это видно?
У моего мужа покойного были только подлинники.
Еe подлинность надо доказать. А как доказать? Это очень сложно.
Требуется тщательная экспертиза. А даже самые квалифицированные эксперты могут ошибиться. Нет.
Попробуйте сдать еe в антикварный. Может быть, дадут больше. Извините.
Пойдeм, Крош. - Подождите!