Каникулы Кроша (1980)
Все цитаты, стр. 13
Вы способны всю жизнь помнить, как именно вы соврали?
Поэтому вам лучше всего сказать правду.
Правда вас никогда не подведeт.
Правда ещe никогда никого не подводила.
Итак, для кого вы делали копии?
Я делал эти копии для Владимира Николаевича Лесникова.
Но именно копии, а не фальшивки.
Но вы признаeте, что делали те фигурки, которые были в коллекции профессора Мавродаки?
Ой! - Ты что, ослеп или уснул?
Задумался. - Ещe раз так задумаешься, больше вообще нечем думать будет. Который час?
Полшестого. А что? - В шесть у дяди надо быть, день рождения у него. Слушай, я пойду.
А ты сиди дома и не выходи, пока не вернусь. Понял?
А то кокнут они тебя. - Не беспокойся.
Я скоро! Только отмечусь! Визит вежливости.
Резчик во всeм признался. - Какой резчик? Где признался?
У следователя, в милиции.
В том, что делает и делал копии для Веэна.
Ну и что? Мы это знаем и без тебя. Копии имеет право делать кто угодно.
Но никто не имеет права выдавать их за подлинники, а Веэн выдаeт их за подлинники. - Неправда!
Подлинники он оставляет себе, а копии сдаeт в комиссионный, как копии.
Там в этом разбираются. - Но в одной коллекции он заменил подлинники на копии и этим опорочил владельца коллекции.
А эта коллекция принадлежала...
Костя, пойдeм со мной к Краснухину. Это последнее, о чeм я тебя прошу.
А потом поступай как знаешь.
Хорошо. Пойдeм. - И я с вами!
Нет. На этот раз без тебя. - Почему?
У нас не должно быть секретов друг от друга.
Ничего не надо, я при деньгах.
Ну, разносолов не обещаю - жена с детьми уехала в деревню к матери, я тут на холостяцком положении, но всe, что нужно, есть.
Ты, ты извини, тут ко мне пришли.
Это мой товарищ Костя. - Угу.
вы не могли бы ему рассказать про Мавродаки?
Слушай, а ты ему не родственник?
А это - профессор Мавродаки.
вы не могли бы мне еe дать?
Насовсем - нет. На время, переснять - пожалуйста.
А вот это, рядом с профессором, кто?
А, Владимир Николаевич Лесников.
Он был тогда аспирантом на кафедре профессора.
Профессор ему очень доверял.
После смерти Мавродаки он унаследовал его кафедру.
Это он подменил нэцкэ на выставке профессора Мавродаки.
У тебя есть доказательства?
Есть. Я нашeл резчика, который изготовлял для него копии.
Ну, по этому поводу ничего не могу сказать... кроме того, что техническим организатором выставки был именно он,
Владимир Николаевич, и все нэцкэ профессора до выставки были у него.
Все? - Кроме одной, причeм самой главной и самой ценной - "Рисующий мальчик".
Еe не было на выставке, это я помню точно.
А что произошло потом, после выставки?
Говорят, была какая-то статья. - Да.
Писали, что профессор освещает искусство Востока однобоко, учит студентов годами тому, что можно прочитать в любом справочнике, что-то там о некомпетентности профессора.
При этом, конечно, имелась в виду эта история с нэцкэ, его коллекцией.
В общем, гнусная была, подлая статья.
На профессора она сильно подействовала.
Максимов? - А ты и Максимова знаешь?
Я сам у него случайно видел статью на машинке, подписано "Максимов".
Мы тогда тоже подумали о псевдониме.
Среди искусствоведов никто из нас никакого Максимова не знал.
Но чтобы лучший ученик о своeм учителе... такое нам в голову не приходило.
Алексеич, молодец, что позвонил! Я тебя весь день разыскиваю.
У меня тут небольшой сабантуй намечается.
Какая разница, по какому поводу. Приедешь, узнаешь!
Да, слушай, ты Лесникова помнишь? Аспирант на кафедре Мавродаки был.
Да, да, потом заведовал кафедрой.
Так вот, тут такая история открылась! Приедешь, расскажу.
Вместе подумаем, не стоит ли нам что-нибудь предпринять.
Ну ладно, подгребай часам к семи. Давай!
Да, чуть не забыл. Вот ваша "Рыба".
Ты оценил еe? - Нет. Некогда было.
"В детстве мы любили играть в прятки, бегать и кувыркаться.
И радовались каждому новому дню.
Игрушки были нашими друзьями.
Но детские руки беспечны.
И от всего, что мы так любили, остались только кусочки дерева и цветной бумаги".
Знаете, что в ней прекрасно?
Прекрасно то доброе чувство, которое двигало безымянным еe создателем.
Произведения искусства я бы так и оценивал: по степени доброго чувства, которое оно вызывает. - Точно! Ещe Пушкин сказал:
"Чувства добрые я лирой пробуждал". - Да, лучше Пушкина не скажешь.
Это из коллекции твоего отца.
Эх ты, а ещe боксeр. Умеешь только кулаками размахивать.
Из-за Веэна умер твой отец, а ты этому негодяю ботинки чистишь!
Чепуха! Отец умер не из-за этого. Подумаешь, статья.
Даже эта замена нэцкэ в коллекции. - Но ведь это предательство.
Ты думаешь, из-за такого подлого, такого гнусного предательства не может случиться... -Да, может! Из-за предательства может.
Но его предал не Веэн. Подумаешь, Веэн...
Она ушла от него к отчиму.
А то, что рассказал Краснухин, подтверждает только, что она сделала это в самое трудное, самое тяжeлое для отца время.
Кто тебе это сказал? - Что?
Ну, что твоя мать ушла от отца к отчиму?
Какая разница кто? - Очень большая.
Неужели ты до сих пор не понял, что этому Веэну ни в чeм нельзя верить?
Я не знаю, для какой своей личной цели он придумал это.
Может быть, твоя мать может это объяснить?
Поговори с ней откровенно.
Ведь ты с ней никогда не говорил.
С самым близким, с самым родным человеком не говорил.
Костя! Поговори с матерью.
Конечно, этот разговор может быть трудным, но он нужен всем вам.